Оять 2008: байдарочный поход
Байдарочный поход по реке Оять Вепсовской возвышенности. Старт в пос. Курба, финиш в пос. Алеховщина. 9 дней (1220 июля), из них 7 ходовых, 160 километров. Красивая речка со значительным перепадом высоты, но низкая вода, плохие стоянки и мошка.
Планы на Оять у нас появились ещё перед прошлогодним походом. В тот раз получилось иначе, а в этот они таки реализовались.
Чего мы хотели от маршрута? а) не слишком сложной заброски б) минимума людей и цивилизации в окрестностях в) гарантированного наличия воды в июле и г) наличия течения и порогов разумной степени сложности (надо же расти в мастерстве, и чтобы не скучно было). Оять, казалось, должна соответствовать запросам. Наши ожидания оправдались частично. Я бы сказал, меньшей частью. Подробнее ниже.
Заброска
Первым был отброшен вариант заброски до точки старта на микроавтобусе прямо из Петербурга. Нереалистично ехать надо через Лодейное Поле, это около 400 километров, и, видимо, около 7 часов в пути. Найти машину дешевле 8 тысяч рублей нам не удалось.
Все остальные варианты подразумевают, что часть пути придется проехать на общественном транспорте. Вариантов два: междугородний автобус и поезд.
Расписание и маршруты автобусов можно посмотреть на сайте Петербургского автовокзала (http://www.avokzal.ru/). Нас интересуют автобусы до Подпорожья (865) или Винниц (801). У автобуса на Подпорожье неудачное расписание (он приходит поздно вечером), а с Винницами не было уверенности, что там получится договориться о дальнейшей заброске. На самом деле, похоже, что можно спокойно ехать до Винниц (на крайний случай, никто не мешает выйти из этого автобуса в Подпорожье, через которое он проходит).
Мы, впрочем, предпочли комфорт поезда (до Подпорожья). Что, кстати, вышло дешевле, чем автобус. Самым удобным нам представился поезд 658А, прибывающий в Подпорожье в 3:31 утра.
Финальный этап от Подпорожья до Курбы. Фирма «Автогарант» (она же автовокзал Подпорожья), упомянутая в некоторых отчетах, смогла предложить только ПАЗик за 7 тысяч, что нас не устроило. Зато получилось найти частника, который согласился довезти за 2 тысячи. В качестве отправной точки для поисков рекомендую использовать сайт города Подпорожье (http://www.podporozhye.ru/), особого внимания заслуживают раздел «объявления» и форум.
Выброска
На автобусе прямо из Алеховщины в Петербург (маршрут номер 866). Автобус ходит два раза в неделю, удобный нам вариант воскресенье, отправление в 15:20. Примерно 6 часов в пути.
Карта маршрута
Как обычно, в наличии
Любопытствующие могут скачать подробный
список вэйпоинтов в формате OZI Explorer.
График сброса высоты
Перепад, это, конечно, хорошо. Только вот без воды толку от него немного. Нередко бывало так, что перепад высоты было хорошо видно невооруженным глазом, при этом вода скудно лилась между камней, не набирая ни скорости, ни мощи.
Погода
С погодой в этот раз всё было нормально. Не слишком хорошо, не слишком плохо.
К слову об уровне воды. В этом году в сети в общем доступе появилась информация с гидрографических станций на реках России. http://www.waterinfo.ru/ и дальше по ссылкам. Показываются графики текущего уровня (обычно измеряется раз в сутки, иногда с пропусками) и среднего уровня по данным за предыдущие годы. Очень интересно и полезно для дальнейшего планирования водных походов. Вот, например, информация по Ояти в 20 километах до впадения в Свирь.
Состав экипажей
Свирь-H (синяя):
Мишка
|
Лаэрон
|
Свирь-H«Ящерка» (зеленая):
Иван [я]
|
Марина
|
День 0. 11 июля 2008 года, пятница.
На Ладожский вокзал (после реконструкции стало красиво и удобно), в поезд (ближайшее к входу плацкартное купе, удобно!), и спать (а скорее беспокойно ворочаться в предвкушении) пять часов до прибытия в Подпорожье. NB! Байдарка (одна) помещается в багажник «Волги».
на Ладожском вокзале
|
День 1. 12 июля 2008 года, суббота.
Начали движение в 12:08, закончили в 20:00, всего в пути 7:51.
Пройдено 20.3 км, средняя скорость на переходе 2.5 км/ч.
При этом средняя скорость движения в режиме «без препятствий», составила ~7 км/ч. Несложно подсчитать, сколько времени ушло на проводки, заклейку и прочие задержки.
Половина четвертого утра, мы стоим на насыпи около железнодорожного полотна (платформы на нас не хватило), поезд ушел, тишина, красота, вокруг никого живого. Николая (водителя, с которым я договаривался из Питера) нет. Станция от Подпорожья достаточно далеко, и «просто договориться» ночью там очевидно не с кем. Николай обнаруживается на свадьбе, откуда, впрочем, довольно скоро приезжает. Грузимся, едем. Ведет он, похоже, исключительно на инстинктах, «все в порядке, мужики, я 30 лет за рулем!». За всю дорогу нам встречается только одна машина, что радует в связи с тем, что едем мы, по большей части, по встречной полосе.
Поднимаемся на Вепсовскую возвышенность. По дороге дважды пересекаем Оять, в Винницах и Лукинской. Густейший туман, так что воды под мостом не видно. Дорога хорошая. До Винниц приличный асфальт, далее отличная грунтовка. Примерно полтора часа пути.
NB! Итак, проверено: четверо туристов с двумя байдарками и всем сопутствующим грузом без особенных проблем упаковываются в ВАЗ семерку с верхним багажником.
Курба на рассвете
|
Курба, половина шестого утра. Мы с кучей барахла стоим на дороге около моста [08START, 60°24,0929 N; 34°56,4046 E], рядом течет Оять (здесь это спокойная речка порядка пятнадцати метров шириной). Под мостом удобный лужок для сборки байдарок. Краешек солнца показывается
единственно возможный режим работы, один собирает, другой отгоняет мошку
|
|
|
Оять, вид с моста в Курбе в ту сторону, куда мы не поплывем
|
осталось запихать вещи и встать на эту спокойную речку
|
Кто сказал штиль? Кто сказал луг? Кто сказал мокрая трава? Кто сказал … мошка?! И действительно, мошка есть, и её много. Как оказалось, к борьбе с ней мы не готовы. Репелленты не действуют, через накомарник она пролезает. Собирать байдарки невозможно. Мошка вьется облаком вокруг, облепляет, так что на каждое осмысленное действие приходится кидать чек по концентрации с кумулятивными -1 каждый раунд. Дольше трех минут продержаться невозможно. Спастись можно только бегая кругами по дороге. Солнце поднимается выше, трава сохнет, мошка уходит, но отчалить мы готовы только к полудню.
NB! На будущее надо заготовить
Около километра ровной воды, затем начинаются шиверы, и продолжаются до конца этого перехода, перемежаясь короткими плесами. Воды мало, и зачастую варианта проплыть просто нет можно лишь выйти из байдарки и провести её. И если сначала это даже весело, то на сороковой раз начинает доставать. По карте хорошо видно места проводок там точки идут чаще.
Тестируем новые рации. Через час после начала теста одну из них топим, на чем тест заканчивается. Рацию вылавливаем, но шансов просушить её в ближайшие четыре дня не представляется.
|
|
|
Камни в реке отличаются остротой. На половине пути многочисленные удары приводят к ожидаемому результату [08PROBOY, 60°24,6552 N; 34°51,4932 E]. Берега негостеприимны, и для заклейки приходится выбираться на болотистый луг.
NB! Оклейка шпангоутов пенкой это не блажь, а насущная необходимость. 90% повреждений шкура получает в тех местах, где её зажимает между камнем и шпангоутом. К следующему походу надо будет озаботиться.
К вечеру обе лодки очевидным образом текут, но, ни времени, ни задора клеить уже нет, и мы плывем по щиколотку в воде. Ситуация осложняется тем, что хорошего места для стоянки не наблюдается. Мы еще не знаем, что это нормальная для Ояти ситуация, и терпеливо ищем. Оставляем сзади деревню Шондовичи. Делаем несколько безуспешных попыток [08STOP1, 60°25,3176 N; 34°46,9710 E]. Я, как обычно, выполняю функции адвоката дьявола, убеждая, что «Хорошая Стоянка»™, конечно же, ждет сразу за следующим поворотом. Наконец, наши с каждым километром уменьшающиеся требования входят в баланс со скудным предложением, и мы встаем в
Собственно, качество стоянок ярко иллюстрирует тот факт, что питьевую воду на всех, кроме двух последних, приходилось набирать с помощью импровизированной «водяной удочки» из котла, весла и веревки.
макароны с тушенкой
|
Сил хватает только на то, чтобы поесть и завалиться спать. Это был долгий день.
День 2. 13 июля 2008 года, воскресенье.
Начали движение в 17:29, закончили в 23:21,всего в пути 5:51.
Пройдено 31 км, средняя скорость на переходе 5.3 км/ч.
|
|
Время основательно заняться ремонтом. На две лодки у нас обнаружилось десять, кажется, сквозных отверстий. В результате мы просто положили длинные узкие заплаты во всех местах, где под шкурой проходят шпангоуты. На последующих переходах шкура уже не страдала.
стояночные дела
|
деревенские баньки
|
Выспавшись, отдохнув и заклеившись, мы выходим только в полшестого. На удивление, оказывается, что почти все неприятное осталось на вчерашнем отрезке. Перекатов и быстрин хватает, но почти везде уже можно проплыть, если, конечно, правильно прочитать воду и грамотно маневрировать.
сосредоточенный Мишка
|
мы с Мариной
|
По берегам встречаются деревушки, многие заброшены, черные дома щерятся пустыми окнами. Лукинская, впрочем, обитаема, и через речку даже наведен небольшой наплавной мост [08NAPLAVN, 60°27,4248 N; 34°50,1558 E], который, впрочем, легко перетаскивается поверху.
|
|
Из интересного стоит отметить разрушенную плотину [08PLOTINA, 60°29,1942 N; 34°53,8704 E], по нашей воде правая её часть была совершенно сухой. Левая часть представляет собой слив полуметровой высоты, идти который лучше прижимаясь к левому берегу.
|
|
для сравнения - то же место весной (взято с сайта Александра и Тани Симо [http://www.simo.ru/])
|
Вскоре за плотиной нам встречается сеть, перегораживающая всю реку по всей её глубине. В сети белеет брюхом несколько больших рыбин. С трудом поборов желание разрушить эту варварскую снасть, переправляемся и плывем дальше.
|
|
Ситуация со стоянками все так же удручает, результатом долгих поисков становится стоянка примерно того же качества, что и вчерашняя [08STOP2, 60°33,7344 N; 34°53,6244 E]. Это участок елового леса, где удается найти место для двух палаток. Принимая во внимание отсутствие вокруг людей и нашу естественную лень, решаем оставить байдарки на берегу, уж больно неудобно тащить их наверх через бурелом. Прямо под байдарками течет едва заметный ручеек, глинистый берег мокрый, липкий и грязный.
NB! Если уж идти по Ояти летом, то не от Курбы, а от деревни Лукинская.
День 3. 14 июля 2008 года, понедельник.
Начали движение в 13:46, закончили в 23:47,всего в пути 10:00.
Пройдено 46 км, средняя скорость на переходе 4.6 км/ч.
Характер реки, в общем, не меняется. Шивера, плес, шивера, плес… Довольно мелко, но плыть обычно получается. Река постоянно петляет между высокими холмами. В лоциях говорят о порогах в местах впадения Сондалы и Тукши по нашей воде ничего выделяющегося на фоне привычных шивер обнаружено не было.
ещё один вид Ояти
|
Марина на пляжике
|
Погода замечательная, и после очередной шиверы мы вылезаем на песчаный пляж [08PLAYA, 60°37,0488 N; 34°54,2424 E] купаться. Как написал позже Мишка, это был «наверное, первый приятный момент за три дня». Наверное, всё же не первый, но совершенно точно самый заметный. Течение сильное, река неожиданно глубокая (почти по пояс!
Проходим Великодворскую и Винницы с виду это преуспевающие деревни. Много детей, приветливые люди, новые дома. Деревни сливаются и тянутся на несколько километров. Река здесь широкая и спокойная.
|
|
Пейзажи радуют глаз, и просто просятся на картину
В этом походе (да и вообще) мы часто плыли до позднего вечера. Интересно, это только мы такие разгильдяи, что выходим сильно за полдень, прочие группы действительно встают в семь и выходят в десять часов утра? Как бы там ни было, но в качестве награды мы плотно познакомились с вечерними туманами. Это очень красиво, когда молочные струи стекают с высоких берегов в реку. Постепенно туман густеет, и видимость ухудшается, пока от берегов не остаются только очертания. Меняется восприятие звуков, все слышится глухо и потусторонне. На бурной воде туман особенно густой, видимо, благодаря лучшему теплообмену. Он теплый и ласковый. В общем, в тумане хорошо. Конечно, лишь до тех пор, пока не приходится искать стоянку или ориентироваться в пороге. Впрочем, самый туманный период обычно недолог. Ночью туман редеет.
|
|
Отчаявшись найти хорошую стоянку, выбрасываемся с байдарками на высокий травянистый берег (правый), это
Всего за день пройдено 46 километров, для нашей группы это, на данный момент, рекорд. Не могу сказать, чтобы мы
День 4. 15 июля 2008 года, вторник.
Начали движение в 16:47, закончили в 21:37,всего в пути 4:50.
Пройдено 21 км, средняя скорость на переходе 4.4 км/ч.
Ночью была гроза, и утром вылезать из палаток на мокрую наружу не хотелось. В неторопливых сборах прошло время, и дождь начался опять. Залезли обратно в палатку, поиграли в дурака, дождь
|
|
Вообще, комфортно на этом маршруте мне было в основном в байдарке, на реке. Берег и стоянка воспринимаются, как необходимое зло: да, необходимо место, чтобы поставить палатку и обеспечить хозяйственные нужды, да, будет много мошки, будет мокро, противно и некрасиво, но ведь надо! А вот в лодке хорошо, сидишь удобно, никто не кусает, гребешь себе, развлекаешься, в общем!
В этот день прошли до порога в Надпорожье, перед которым и встали, благо нашлось приемлемое место [08TOP04, 60°28,0674 N; 34°18,8244 E] (правый берег, в пятистах метрах от высокого песчаного обрыва, упомянутого во всех лоциях). На холмах вокруг небольшие деревни, но с реки их не видно. Место, где мы встали, судя по всему, давно облюбовано местными рыбаками. У берега приковано несколько лодок, полянка вытоптана, кострище. Но чисто. От небольшого пляжа на противоположном берегу начинается интересная тропинка, она ведет наверх в холмы, по мостику через речку Шординку, к деревне. Деревня странная, людей там не видно, хотя всё ухожено. Трава по ходу тропинки аккуратно скошена. На полпути родник, забранный в старый, замшелый деревянный желоб. С вершины холма открывается вид на другой холм и соседнюю деревню. Я пытался представить себе, как выглядят эти места зимой. Фантазия пасовала уж больно сложная задача. К порогу очевидного спуска нет, так что просматривать порог надо идти по берегу.
|
|
|
|
Небольшое отступление про еду и её готовку. Весь этот поход мы готовили исключительно на газу, изредка разжигая костры для удовольствия и чтобы сжечь мусор. Практику эту следуют признать верной. По моим прикидкам это экономит примерно два
День 5. 16 июля 2008 года, среда.
Начали движение в 16:17, закончили в 21:48,всего в пути 5:31.
Пройдено 15 км, средняя скорость на переходе 2.7 км/ч.
После тщательного просмотра (тщательного скорее потому, что мы хотели получить от этого единственного на маршруте препятствия, заслуживающего гордое название «порог» максимум удовольствия) прошли Надпорожские пороги [08POROG, 60°28,1484 N; 34°18,1572 E]. Во второй ступени нам даже наплескало воды в байдарку. Хорошо, но мало.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
довольные!
|
Пока вычерпывались на песчаном пляжике сразу за порогом (кстати, отличное было бы место для стоянки!), с нами познакомилась дружелюбная лайка, а затем и её хозяин
вычерпываемся, на заднем плане вторая серия Надпорожского порога, единственное место, где я пожалел, что не надел юбку, через минуту к нам подойдет старичок-рыбак
|
Устраиваем перекус на песчаном пляжике [08PEREKUS5, 60°27,9744 N; 34°16,8876 E]. Увы, когда дело доходит до ночлега, никаких песчаных пляжиков не встречается. От безнадеги становимся на
на ужин - боржч
|
День 6. 17 июля 2008 года, четверг.
Весь день идет дождь. От маршрута осталось всего ничего, и торопиться некуда. Дневка. У меня ненавязчиво наступает день рождения. Весь день играем, Мишка ведет stealth историю про корону и злых некромантов. Мой персонаж глупейшим образом погибает на сейфе с ловушкой с phantasmal killer. Любопытство убило кошку, блин! Никогда не забуду (o, humiliation!). Неожиданно наступает ночь и, всех победив, мы ложимся спать.
|
|
|
|
День 7. 18 июля 2008 года, пятница.
Начали движение в 16:06, закончили в 18:17,всего в пути 2:10.
Пройдено 12 км, средняя скорость на переходе 5.5 км/ч.
Муравьи! Эти маленькие мерзавцы устроили за полтора дня в нашей байдарке филиал муравейника, построили
NB! Если есть сомнения, лучше байдарку не переворачивать. Пусть она будет мокрая изнутри, хрен с ним, муравьи страшнее!
bliny
|
baydarko
|
|
|
Погода чуть лучше, дождя уже нет. Наша задача
разметка спальников
|
заброшенное гнездо
|
что же она делает?!
|
|
|
|
|
|
|
Вечером продолжаем отмечать мой день рождения, варим глинтвейн. Полный штиль, красивейший закат. Марина делает сюрприз: она умудрилась контрабандой провезти с собой тридцать свечек. Запускаем их в плавание по Ояти. Огоньки отлично видно в сумерках, свечки плывут по течению и исчезают из вида за поворотом,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
День 8. 19 июля 2008 года, суббота.
Дневка. Нормальная погода, хорошая стоянка, полное отсутствие мошки. Благодать! Это именно то, чего нам так не хватало, и что примирило меня с этой речкой (до того я собирался устроить в отчете жесточайший разнос). Рыбачу. Конечно, на эту речку надо было брать спиннинг, а не поплавковую удочку. Увы.
|
|
|
|
|
|
|
|
С удивлением видим на реке чужую байдарку. Значит, не мы одни ходим по Ояти летом! Это пара ребят из Гатчины, они идут тот же маршрут, но благоразумно начали его не от Курбы, а от д. Лукинская, исключив самый неприятный участок пути. Они становятся чуть ниже, на песчаном пляже. На следующий день мы уедем из Алеховщины одним автобусом.
|
|
|
|
|
Вечер проводим, поедая блины и греясь у аккуратного костра. Сильный ветер, и, похоже, погода портится. А ночью приходит гроза.
|
|
День 9. 20 июля 2008 года, воскресенье.
Начали движение в 8:37, закончили в 11:15,всего в пути 2:37.
Пройдено 15 км, средняя скорость на переходе 5.8 км/ч.
Завершающий переход. Встаем в половину седьмого, выходим в половину девятого. С большим запасом, как оказывается. На пути несколько шивер, но, в общем, видно, что речка вытекает на равнину. В Алеховщине удобно разбирать байдарки прямо перед мостом, на правом берегу [08FINISH, 60°24,4098 N; 33°51,5826 E]. До автовокзала метров семьсот, через мост, у отделения милиции повернуть направо.
|
|
|
|
Начинается дождь. Таскаем вещи. Приходит автобус, уезжаем. Забавная трансформация постигла наши билеты напечатанные на термобумаге, они, видимо, нагревшись от борта лодки на солнце (и ведь не было настоящей
В пути нас настигает сильнейшая гроза. Радуюсь буйству стихии и обильности хлябей небесных, сидя в теплом непромокаемом автобусе. Питер. Дом.
Итак! Пройденное по факту расстояние составило 160 километров, что несколько меньше обещанных Плечко
Считается, что это маршрут II категории сложности. Не знаю, но, судя по всему, летом эта сложность заключается в мошке и поиске стоянок. Безлюдность относительная. На реке народа мало, но деревни вокруг идут часто. Обещали обилие ягод и грибов: обнаружено 2 (два) гриба и 8 (восемь) ягод. Если это обилие…
Медведей не встречали.
Теперь, сплавав по Ояти и осознав, что мне не нравится, пора формулировать требования к следующему походу. Первый вариант, это то, чего мне хотелось в моменты слабости на Ояти, а второй, это то, чего нам, скорее всего, захочется после долгого зимнего отдыха.
Вариант озерный: а) не слишком сложная заброска б)
Вариант речной: а) высокая вода, плыть, а не скрестись б) полноводные пороги, чтобы хоть юбки надевать имело смысл в) наличие удобных мест для стоянок г) минимум гнуса д) людей поменьше. Скорее всего, получить всё это одновременно можно будет только весной. А хотелось бы летом.
Посмотрим, куда нас заведут эти требования на следующий год.
Скачать карту с трэком маршрута в высоком разрешении (.jpg, 7 Mb)
Скачать GPS трэк маршрута в формате OZI Explorer (.plt, 220 kb)
Скачать точки маршрута в формате OZI Explorer. (.wpt, 2 kb)
Также читать:
- Вуокса 2003: раскладка
- Вуокса 2003: лодочное путешествие
- Вуокса 2004: лодочное путешествие
- Вуокса 2005: лодочное путешествие
- Вуокса 2006: байдарочный поход
- Селигер 2007: байдарочный поход