exelenz.ru

Селигер 2007: большая кругосветка

[Просмотров: 13042] [20:00:00//16-08-2007] [Комментариев:2]

Байдарочный поход по озерам и рекам Валдайской возвышенности. Полный круг по озеру Селигер, реке Селижаровке, реке Волге и Верхневолжским озерам. 212 километров, 10 ходовых дней включая заброску и выброску; мало препятствий, много достопримечательностей, сплошная цивилизация.

Вообще-то мы собирались в Карелию, на Воньгу. Или к вепсам, на Оять и её притоки. Но получилось так, что мы отправились на Селигер. В конце концов, как сказал Димка, — «Селигер — это такое место, где надо побывать хотя бы раз, так почему бы не в этот?». И получилось хорошо! О чем и рассказ.

Как всегда, история начинается с выбора маршрута, на этот раз, впрочем, выбора как такового и не было: под наши требования подходил только один вариант. Плавать кругами по озеру скучно, да и нечего там делать столько времени, ведь хочется новых впечатлений и не слишком маленьких переходов. Значит, из озера придется выйти. Кроме как в Селижаровку, выйти из Селигера так, чтобы в него же потом и вернутся, некуда. А значит, надо идти так называемую большую Селигерскую (или, если угодно, Верхневолжскую) кругосветку, полный круг по озеру Селигер, реке Селижаровке, реке Волге, озерам Волго, Пено, Вселуг и Стерж до деревни Коковкино с десятикилометровым волоком обратно в Селигер. Со стартом и финишем в городе Осташков. Маршрут этот известен и хорошо отлажен, однако вовсе не так популярен, как можно было бы думать.

На самом деле, у меня теплилась надежда реализовать вариант без десятикилометрового волока: я вычитал где-то, что в стародавние времена в этих местах проходил торговый путь и можно было пройти из озера Стерж до Березовского плеса Селигера. Из Стержа поднимались по реке Морщихе до последнего на пути озера Борового, затем переволакивались в озеро Свапущенок, откуда вытекает река Свапущенка, приток реки Глушицы, которая, в свою очередь, впадает в Барутинскую луку озера Селигер.

Скажу сразу — этот вариант не прошел, уровень воды сильно упал, а реки заросли, подробнее об этом позже. Во всем остальном же практика на удивление удачно совпала с теорией, и мы прошли маршрут ровно так, как и было запланировано.

От Петербурга до Осташкова надо ехать на поезде, другие варианты неудобны. Это первый в нашем опыте поход с заброской поездом, и меня донимали сомнения: а как туда запихать байдарки, не говоря уже о куче прочего груза? и где удобнее — в плацкартном или в купейном вагоне? и что скажет проводница — вряд ли она будет довольна?. Утешало лишь то, что уже многие десятилетия туристы как-то это делают. Подумав и порыскав в Интернете, мы решили, что удобнее будет в плацкарте — байдарки с гарантией влезают на третьи полки.

Прямой поезд до/из Осташкова ходит не каждый день: из Санкт-Петербурга по понедельникам, средам и субботам, из Осташкова по вторникам, пятницам и воскресеньям. Уезжаем мы рано утром в субботу, это понятно, а вот с возвращением надо думать: если мы уезжаем утром воскресенья, то у нас получается только восемь ходовых дней, что, на мой взгляд, мало. Можно уехать во вторник, десяти ходовых дней нам хватит точно.

  • Туда: 611 Санкт-Петербург Гл. (30 июня, 1:30) => Осташков (30 июня, 8:45)
  • Сюда: 611 Осташков (8 июля, 11:40)=>Санкт-Петербург Гл. (8 июля, 20:37),
    или 611 Осташков (10 июля, 11:40) => Санкт-Петербург Гл. (10 июля, 20:37)

Кроме того, раз есть подозрения, что билеты могут раскупить, давайте не тормозить с их покупкой. Мишка готов сходить и закупить их на всех, но для этого потребуются паспортные данные. Димка, Леська, ваши у нас есть с прошлого года — ничего не менялось?

Сюрприз! За полторы недели плацкартных билетов уже нет, есть только несколько верхних полок в купе и общий вагон. Что такое этот общий вагон? Никто не пробовал и не знает. Выяснили — это плацкарт, где на каждую нижнюю полку сажают по два человека. Не так плохо, байдарки должны влезть. Димка с Женей решают рискнуть и поехать верхними полками купе, мы вчетвером едем в общем вагоне. Обратные билеты есть, и Мишка всем берет плацкарт. (на будущее: лучше ехать в будний день — там с билетами проще)

Формальности. По суммарному весу на человека (36 килограмм) всё в порядке, а вот по габаритам байдарки превышают разрешенную норму. Однако в тарифном руководстве ясно указано, что байдарки провозить можно (видимо, этот пункт — наследие советского туристического бума, когда байдарки возили куда как чаще, чем сейчас). Заучили формулировку, чтобы произвести впечатление на проводницу, и сочли этот вопрос закрытым.

Предпоходная суета. Продукты, шмотки, лодки. Рюкзаки в этот раз решаем не брать, вещи сразу упаковываем в гермы — длительных пеших переходов не планируется, а ценного места в байдарке рюкзак занимает много. Расслабляет цивилизованность маршрута, фактически на каждом переходе можно сходит в магазин и закупить всё, что душа пожелает. Были бы лодки в порядке.

Карта маршрута

Увы, найти хорошие 500-метровки в электронном виде на этот раз не получилось. Лучшее из найденного — туристическая километровка (с сайта Селигер-Тур). В походе мы пользовались бумажным пятисотметровым атласом.

GPS приемник, бедняга, медленно умирает: без тычка не заводится, периодически отключается и сыпет мусором на экран. Очень мне любопытно, когда он окончательно отдаст концы. Тем не менее, трэк маршрута есть.

Даже в этих цивилизованных местах без карты будет тяжело, заблудиться можно легко и надолго; по GPS-трэку хорошо видно, где мы стыковались и делали передышки на воде: точки идут часто и, если есть ветер, нас сносит в сторону от маршрута.

Любопытствующие могут скачать подробный GPS-трэк маршрута, наложенный на километровую карту (.jpg, 5000×6000 px, 7.5 Mb). Файл получился громадный, но ужимать его не хочется — потеряются детали. Рассудим так: тем, кто этот маршрут пойдет, нужны все подробности, и качать эти семь метров они будут с радостью, ну а всем прочим подробная карта просто не нужна.

Обладателям gps-приемников могут пригодиться GPS-трэк маршрута в формате OZI Explorer и список вэйпоинтов в формате OZI Explorer.

Состав экипажей

«Свирь-H»:

Иван
Иван
Марина
Марина

«Свирь-H»:

Миша
Миша
Леся
Леся

«Вуокса-2»:

Дима
Дима
Женя
Женя

«Вьюн»:

Петер

Петер

Ника

Ника

День первый, заброска (30.06.2007,суббота)
Начали движение в 17:08, закончили в 22:44, всего в пути: 5:36.
Пройдено 24.35 километров, средняя скорость 4.35 км/час.
Облачно, утром небольшие дожди, ветер

Поздний вечер 29.06. Вещи собраны и кучей герм громоздятся рядом с двумя байдарками. Мы: я, Марина и Мишка, сидим, пьем чай и ждем моего друга Андрея, готового, как всегда, небескорыстно помочь с доставкой. До начала субботы ещё чуть больше часа. Беспокойно, но не слишком. Андрей приезжает заранее, мы грузимся и отправляемся к Димке за его снаряжением; Марина с Мишкой едут к вокзалу на метро. Третья байдарка и третья же порция вещей заполняют всё оставшееся место в машине, такой плотной паковки груза эта «Шеви-Нива» ещё не видела. Доезжаем, разгружаемся, перевозим, перетаскиваем, ждем поезда. Поезд подается вовремя. Около дверей толпа, в общий вагон помещается уйма людей. Люди с ужасом смотрят на нашу кучу вещей, на их лицах явственно написано — «только бы не рядом со мной». Мы пропускаем всех вперед и выжидательно поглядываем на проводницу. Прибегают запоздавшие Димка с Женей, хватают лодку и рюкзак и убегают, их вагон дальше. Проводница оказывается милейшей теткой, и, посоветовав нам запихать байдарки на третьи полки, — «вы же это умеете, я знаю», — не чинит никаких препятствий. В нашем купе обнаруживаются две небольших девушки, они налегке и не настроены скандалить. Лодки чудесно помещаются на назначенное им место, всё в порядке. Поезд трогается. Путешествие началось.

Утро 30.06, все сонные после малоуютной ночевки в общем вагоне. Платформа 104 километр, вскоре за ней мост (народ, мы под ним сегодня проплывем!), а вот и сам Осташков. Здесь длинная остановка, и мы разгружаемся не торопясь. Подходят Дима с Женей, все в сборе. Первая фаза путешествия завершена. У Димки последние новости — Ника, которая должна была встретить нас в Осташкове на машине и помочь добросить байдарки до места, задерживается (не по своей вине, как выяснилось), так что перевозить груз на берег будем своими силами.

До берега, по карте, что-то около километра. До единственного известного нам удобного места для стапеля (речного вокзала) — два с половиной. Ехать с грузом в неизвестность не хочется, и, оставив Мишку с Лесей сторожить наше всё, отправляемся на разведку. Рядом с платформой, на площади, автобусная остановка. До речного вокзала можно доехать на маршрутках. Городок небольшой, старый, но чистый и симпатичный. За речным вокзалом (слева, если встать лицом к озеру) небольшой парк; газончик, удобный для сборки байдарок, спускается прямо к воде. Здесь же неподалеку магазины, где можно докупить продукты. На столбе реклама местного такси. Грузовая «Газель», забравшая весь наш груз и, заодно, всех нас, обходится нам в сказочно низкую, по питерским меркам, сумму в 120 рублей.

станция Осташков, туристы, настроение отличное
станция Осташков, туристы, настроение отличное
перекус на полпути к собранным байдаркам
перекус на полпути к собранным байдаркам

(на все фотографии в отчете можно кликать,
за маленькими картинками лежат большие)

Перед нами озеро Селигер (простор!), и пусть облачно и идет небольшой дождь, но на сердце удивительно хорошо — впереди десять дней пути, где всё зависит только от нас самих. Десять утра. Спешить некуда (всё равно придется где-то дожидаться задержавшихся Нику и Петера). Без лишней суеты собираем лодки, докупаем недостающую провизию и кое-какие инструменты в окрестных магазинах, обследуем местную церковь, рынок, кафе и прочие достопримечательности — короче, на воде мы только в пять. Но мы на воде, и поход начинается!

Марина с Лесей вносят свой весомый вклад в процесс
Марина с Лесей вносят свой весомый вклад в процесс
Димка с Женей пытаются склеить пластиковые петли шпангоута
Димка с Женей пытаются склеить пластиковые петли шпангоута

Первая задача — выйти из Осташкова, не отсвечивая на фарватере (перспектива быть утопленным теплоходом «Капитан Хоробрых» не радует, вне зависимости от того, каким героем этот капитан был при жизни). Дальше следует прогрести плес, и, не потерявшись, пройти под тем самым мостом, по которому мы проезжали сегодня утром. За ним начинается длинный и узкий Селижаровский залив, где проблем с ориентировкой быть не должно. У Мишки (он, как всегда, почетный навигатор) пятисотметровый атлас и компас. Ну а у меня, на всякий случай, GPS приемник. Удивительно, он работает, и даже карту я вчера загрузил правильную. К слову, мы отплываем, и пора поставить первый вэйпоинт [OPIER, 57°09,4362’ N; 33°06,3690’ E].

Леся, Женя
Леся, Женя
Марина, Иван
Марина, Иван

Ориентируясь на пару труб на горизонте, идем к мысу, дальше держимся правого берега и доходим до моста. На плесе ветер, неприятный галфвинд, сильно сносит. Руки понемногу вспоминают весло. За железнодорожным мостом озеро сужается и ветер слабеет. Если большой Селигер впечатлял просторами, то на этом этапе пути довольно скучно, несколько деревень по берегам, луга, болотистые леса. Погода, тем временем улучшается, проглядывает солнце.

Вплоть до автомобильного моста и села Верхние Котицы никаких перемен. В сужении под мостом обнаруживается течение, что радует, ведь вся эта вода должна стекать в Селижаровку. За Верхними Котицам залив широко разливается, из карт это совершенно не очевидно, но факт — он сильно зарос. Найти проход к Нижним Котицам, и, соответственно, вход в Селижаровку, не так просто. Особенно под вечер. У Димки новости: Ника и Петер прибудут только завтра утром, так что мы правильно не стали их ждать в Осташкове.

Хороших мест для стоянки здесь нет, и надо идти дальше, если верить лоциям, то стоянки будут на самой Селижаровке. Вход в залив, ведущий к Нижним Котицам, легко отличить по наличию течения и странным конструкциям из металлической сетки, перегораживающим путь. Что это — садки для рыбы, или ловушки для байдарок, мы выяснять не стали, благо небольшой проход слева там остался. С этого момента, и до выхода из Селижаровки, попутное течение уже не исчезает. Поборов искушение встать на мокром лугу в трехстах метрах от деревни, мы гребем дальше, проплываем под мостом и, уже после захода солнца, находим замечательную стоянку в километре за Нижними Котицами [OSTOP1, 57°01,2774’ N; 33°17,2206’ E]. Тут не очень хорошо с дровами, зато красиво и палатки ставить сплошное удовольствие — ровно и мягко, трава, как ни странно, подстрижена, словно английский газон. В темноте разводим костер, готовим еду (макароны с сыром и колбасками), ужинаем и заваливаемся спать, беспечно побросав вещи вокруг палаток — убираться сил уже нет.

Это был длинный день.

День второй (01.07.2007,воскресенье)
Начали движение в 15:16, закончили в 20:53, всего в пути: 5:37.
Пройдено 25.47 километров, средняя скорость 4.53 км/час.
Переменная облачность, неслабые ливни, жарко, штиль

Утро начинается безумными воплями чаек. Судя по звукам, эти крылатые бестии обживают наш лагерь: звякают посудой, пробуют на вкус палатки, и, главное, бурно обсуждают всё происходящее. Утро раннее, но спать уже не хочется, наоборот, не терпится посмотреть и приобщиться ко всему, чего так не хватало в городе. Что там снаружи, на что похож здешний восход, какова на ощупь мокрая от росы трава, как клубится туман над водой, шумят быстрины, плещет рыба? Первое утро на маршруте — это особенное переживание, я никогда не мог спать долго в первую ночевку.

утренний лагерь, первый завтрак, готовка ещё не успела наскучить
утренний лагерь, первый завтрак, готовка ещё не успела наскучить
утренний лагерь, первый завтрак, готовка ещё не успела наскучить

Наконец-то можно нормально рассмотреть, где же мы встали. Да, здесь хорошо. Это излучина реки, идеально гладкий луг подходит к самой воде, вокруг редкие сосны, им здесь просторно. Быстрое течение, и туман, и быстрины, и рыба — всё на месте. И первые лучи солнца, конечно. Стоит присмотреться, и сразу же становится понятно, почему здесь так мягко и почему трава так аккуратно подстрижена. Если бы подстрижена, сожрана! Это выгон. Впрочем, здесь уже давно никого не было, достаточно чисто. Чуть дальше от лагеря обнаруживаются земляника и черника. Чайки успели сожрать остатки сыра.

Завтракаем, Димка приводит в порядок байдарку, мы ждем четвертый экипаж — Нику и Петера. По последним новостям они смогли добраться до моста в Нижних Котицах и сейчас собирают лодку. Мост близко, и Димка отправляется пешком на разведку, но вскоре возвращается, убедившись, что вокруг болота и дороги по берегу нет.

Еще немножко, ещё чуть-чуть, и из-за поворота появляется оранжево-синий Вьюн, ура, мы все в сборе! Не говоря уже о том, что теперь с нами весь запас ценной тушенки. Погода тем временем портится, и к моменту, когда все готовы выходить, начинается дождь.

Марина, Иван
Марина, Иван
Дима, Женя
Дима, Женя

Начинается, и очень скоро превращается в ливень. Так же быстро проходит, выглядывает жаркое солнце и выгоняет нас из драйтопов. Чуть спустя опять начинается дождь и эта чехарда продолжается. На первых километрах сегодняшнего маршрута в течение Селижаровки несколько островов, и они шутят с нами: пока мы неторопливо обходим остров с одной стороны, Димка с Женей, поначалу отставшие, чтобы подготовиться к дождю, обгоняют нас и обходят его с другой стороны. Использованную ими протоку мы не заметили, и, логично предположили, что их лодка может быть лишь сзади. В общем, ожидание затянулось.

ласточкин обрыв
ласточкин обрыв
Мишка, Леся
Мишка, Леся

Периодически встречаются высокие песчаные берега, некоторые из них облюбовали целые колонии ласточек.

Петер, Ника
Петер, Ника
извилистая Селижаровка
извилистая Селижаровка

Вскоре за хутором Урезы встречается неожиданное препятствие: пешеходный понтонный мостик, плавающий на автомобильных камерах. Байдарки легко перетаскиваются поверх него (местные жители с интересом наблюдают). Здесь мы в очередной раз ощущаем, что течение в речке заметное, километра четыре в час.

пешеходный понтонный (шинный) мостик
пешеходный понтонный (шинный) мостик

Селижаровка на всем протяжении сегодняшнего маршрута относительно безлюдна, крупных поселений нет, берега по большей части для стоянки слабо пригодны. Грести по течению приятно, завалов на речке нет, по сторонам глядеть интересно. Хороший переход.

наверное, чтобы передать ощущение, надо снимать с друго берега
наверное, чтобы передать ощущение, надо снимать с друго берега
это излучина реки, и заходящее солнце пробивает узкую полосу леса насквозь
это излучина реки, и заходящее солнце пробивает узкую полосу леса насквозь

Ближе к концу дня по берегам начинают встречаться автомобильные туристы. Берега поднимаются, на излучинах, подрытых рекой, они обрываются впечатляющими песчаными кручами. В поисках хорошей стоянки мы проплываем поселок Хилово, и, понимая, что дальше начнется сплошная населенка, причаливаем к песчаному обрыву, настолько крутому, что поначалу нет уверенности, сможем ли мы втащить по нему лодки вовсе. Смогли; в награду нам достается самая красивая за весь поход стоянка [OSTOP2, 56°53,9352’ N; 33°26,5338’ E]. С пятнадцатиметрового песчаного обрыва открывается замечательный вид на излучину реки, поле камыша в подкове реки и кровавый закат за полупрозрачным сосновым лесом. Рядом, увы, дорога, но это было бы слишком хорошо, если бы к этому месту ещё и машины не могли подъехать. С дровами никаких проблем, и никаких людей за всё время нашего пребывания. Сложно оторваться от открывающихся видов, но: есть и спать.

палатка на самом краю
палатка на самом краю
река течет быстро
река течет быстро

День третий (02.07.2007,понедельник)
Начали движение в 13:25, закончили в 20:56, всего в пути: 7:31.
Пройдено 22.7 километров, средняя скорость 3 км/час.
Переменная облачность, дожди, небольшой ветер

Основная интрига предстоящего перехода — это подъем по Волге. Пока это лишь предположения, но, видимо, в зависимости от того, насколько открыт бейшлот, следует ожидать более или менее сильного встречного течения. Держа в уме возможную перспективу длительной проводки, стараемся выйти не поздно — получается не совсем.

В первой половине дня периодически идут небольшие дожди, но какое нам дело? В байдарке, оснащенный драйтопом и юбкой, ты можешь ничего не бояться! Тем временем, мы всё ещё идем по Селижаровке, течение всё убыстряется, и за пару километров до Волги речка разгоняется где-то до десяти километров. Можно не грести.

мы только что влились в Волгу, и пока не впечатляет
мы только что влились в Волгу, и пока не впечатляет
единственная настоящая пробоина за весь поход
единственная настоящая пробоина за весь поход

Под автомобильным мостом в Селижарово Димка с Женей пробивают байдарку о камень, так что первое, что мы делаем в Волге, это пристаем к берегу с ремонтными целями. Воспользовавшись возможностью, идем в магазин и пополняем припасы. У меня появляется подозрение, что с такими объемами закупок в местных магазинах мы закончим поход с большим количеством припасов, чем у нас было в начале. В дальнейшем у нас почти всегда в рационе есть свежие овощи и всякие деликатесы, включая икру. Ужас и разрушение, сплошной разврат, но брать с собой в этот поход припасы можно всего на пару дней, магазины по пути встречаются почти каждый день.

Удобно пристать на правом берегу Волги сразу же, влившись в неё из Селижаровки, там есть небольшая деревянная пристань и лестница наверх. На расстоянии ста метров магазин «Мир Продуктов», по отзывам экспертов — лучший продуктовый магазин в этой части Валдая.

Подъем по Волге оказался не так сложен, обошлось без проводок, хотя на быстринах ближе к бейшлоту приходилось грести изо всех сил. Вообще, в своих верховьях Волга мало похожа на ту реку, которую описывают русские писатели. Узенькая, метров сорок, каменистая, быстрая. Разве что холмы да луга по правому берегу соответствуют. Здесь красиво, и само ощущение, что ты плывешь по верховьям той самой Волги, про которую столько читал, многого стоит.

Уже поздно, и пора бы вставать, запланированное на сегодня пройдено, но последние километры перед бейшлотом хороших стоянок нет, и (не возвращаться же обратно?) открытым равным голосованием с решающим адмиральским голосом мы решаем перетащить бейшлот и искать лучшей участи на озере Волго.

бейшлот
бейшлот
бейшлот

На бейшлоте открыто три заслонки из шести, и если предположить, что бывают периоды, когда открывают больше, то течение на Волге в некоторых местах может быть непрогребаемым. Обнос слева, от галечного пляжа [OBEYSHLOT, 56°53,0844’ N; 33°19,0764’ E] до заливчика с заросшими травой берегами. Порядка ста метров. Желательно не стечь обратно в бейшлот, он там совсем близко, впрочем, для удачного исхода достаточно всего лишь иметь это соображение в виду.

лужайка в друидической роще
лужайка в друидической роще
лужайка в друидической роще

Проплыв пару километров, ещё до выхода в само озеро, находим хорошую стоянку (полянка в почти друидической роще на мысу) и с чувством выполненного долга встаем. Если не считать деревни на другом берегу (мотоциклы, трактора и пьяные вопли) и некоторых проблем с дровами — место достойное [OSTOP3, 56°53,9304’ N; 33°17,9118’ E]. Ужинаем, долго беседуем под чай со сгущенкой, наблюдаем восход огромной, тускло-рыжей луны, в городе такого не увидишь.

День четвертый (03.07.2007,вторник)
Начали движение в 14:03, закончили в 22:45, всего в пути: 8:41.
Пройдено 33.52 километров, средняя скорость 3.85 км/час.
Переменная облачность, конкретные ливни, сильный боковой ветер

Утро — впервые за этот поход — обещало хорошую погоду. Обмануло, конечно, но утром-то мы ещё этого не знали. В гости зашла тетка из Селища (до него, как оказалось, от нашей стоянки всего ничего), сделала нам ряд замечаний не по теме, убедилась, что мы осознали — это её место, после чего пошла на берег делать зарядку, вскоре к ней присоединилось ещё несколько старичков. С воды раздавался тренерский ор — злой мужик на моторке гонял к бейшлоту и обратно несколько академических двоек и четверок, рядом сновали спортивные каяки. Становилось людно.

К моменту старта хорошая погода закончилась, подул сильный ветер и нагнал злые тучи. На самой серединке озера они нас догнали и обильно полили. Озеро раскачало, и плыть стало веселей. Так мы оставили по правому борту остров Белый Плав и пошли дальше в поисках места для перекуса. Таковое (и замечательное!) вскоре обнаружилось на песчаной косе [OKOSA, 56°55,6818’ N; 33°07,7574’ E] прямо по курсу. Однако же, не успели мы толком высадиться, как с адским тарахтеньем примчался охранник на квадроцикле и вежливыми матюгами попросил нас прочь. Это очень обидно, когда тебя прогоняют с замечательного берега, который по всем законам не может быть в частной собственности, но что делать? Пожелав человеку, получившему какими-то неправдами эту косу в собственность всего самого плохого, мы отправились дальше, и уже через километр встали на другой песчаной, и не менее замечательной косе [OKOSA2, 56°55,8864’ N; 33°07,0668’ E].

с этой вот косы нас и поперли
с этой вот косы нас и поперли
с этой вот косы нас и поперли

Распогодилось, отдыхаем, перекусываем. Леська обнаруживает в лесу грибы, и, поддавшись инстинкту собирательницы, на пару с Мариной, уходит в лес добывать нам пропитание. Конечно же, вскоре после этого над лесом обнаруживается многообещающая туча особенной черноты, направление движения которой не оставляет никаких сомнений. И вот, едва успев собрать разбредшиеся экипажи и уже под первыми каплями упаковать пакет лисичек в байдарки, мы выходим. Начинается самый сильный ливень за весь поход.

здесь мы вымокли
здесь мы вымокли
а здесь - высушились
а здесь - высушились

Не припомню, чтобы я когда-либо плавал под таким дождем. Крупные капли падают так часто, что воды не видно — только молочно-белые брызги сантиметров на тридцать от поверхности, кажется, что вода кипит. Видимость сокращается до нескольких десятков метров, взгляд упирается в белесую стену дождя. Капли так лупят по деке, что не докричаться до матроса, а в воздухе так густо, что дышать приходится аккуратно. Радостно продравшись через стихию, мы идем дальше. Вскоре опять появляется горячее солнце, и к следующей остановке [OKOSA3, 56°56,1216’ N; 33°03,1626’ E] мы уже почти сухие и от нас идет пар. Очередная песчаная коса, отличное место чтобы перекусить, подсушить одежки и искупаться.

Воодушевленные ливнем, устраиваем гонки перед поселком Малое Лохово, пропуская ряд хороших стоянок в узком проливе. За поселком озеро опять разливается, по берегам сплошные болота, и мест для стоянки нет вовсе; в безуспешных поисках проходит еще часа полтора, пока, наконец, Ника не замечает песчаный пляж на правом берегу, напротив косы у поселка Малое Ильинское. Там обнаруживается неплохая стоянка [OSTOP4, 56°57,5388’ N; 32°52,9632’ E], где мы и завершаем этот (рекордный по пройденному расстоянию) переход.

наконец, встали
наконец, встали
наконец, встали

Петер, человек многих талантов, искусно поджарил собранные перед ливнем лисички в крышке от котелка на жире от тушенки, получилось замечательно вкусно — пожалуй, самое яркое впечатление этого вечера :)

День пятый (04.07.2007,среда)
Начали движение в 14:52, закончили в 23:02, всего в пути: 8:09.
Пройдено 30.3 километров, средняя скорость 3.7 км/час.
Переменная облачность, небольшой ветер

Сегодня мы должны пройти Пено, крупный поселок на одноименной железнодорожной станции, место, где можно пополнить запасы и удобно эвакуироваться с маршрута в случае необходимости. Кроме того, эта точка отмечает завершение первой половины маршрута — начинаем считать дни до окончания похода.

К этому моменту уже можно сделать определенные выводы о местной природе и ландшафтах. Здесь всё другое, не похожее на привычный для нас Карельский перешеек: вообще нет больших камней («бараньих лбов»), чаще встречаются холмистые, заросшие травой берега; дно, за редкими исключениями, песчаное, хвойных лесов относительно немного, преобладают лиственные.

Пено
Пено
Пено

Погода достойная, без каких либо происшествий догребаем до Пено. Если цель визита в посещении магазинов, то удобнее всего пристать к железнодорожной насыпи слева от моста и идти вдоль путей до вокзала. Мы же пристали рядом с местными лодками [OPENO, 56°55,2624’ N; 32°45,0594’ E], добираться до центра поселка оттуда несколько менее удобно. Последовавший безудержный шоппинг оставим за кадром.

Идем под железнодорожный мост, и дальше через поселок, по периодически сужающемуся проливу. За проливом вода опять разливается, но теперь это уже не озеро Волго, а озеро Пено. Оставив сзади поселок Вселуки, мы начинаем искать стоянку. Со стоянками опять проблемы, и очередную попытку решено предпринять на острове Зосимы и Савватия; если верить карте, то там должен быть заброшенный монастырь.

Уже темнеет, до заката не больше получаса. Солнце висит красным шаром над кромкой леса, и остров Новосоловецкий (это его второе название), темный и негостеприимный, пробуждает неясное беспокойство в душе. На берегах стоят старые деревянные кресты, некоторые необычных, вычурных форм. Берег густо зарос, и что-то в этих зарослях странное, противоестественное (потом мы поймем, что вот в такое превращается ухоженный сад за семьдесят лет без присмотра). Первое, что замечаешь на берегу — это давящий, непрекращающийся звон, источник скоро дает о себе знать: в воздухе просто тучи комаров. Видны следы человеческой деятельности — берега укреплены, кое-где выложены камнями. Всё густо заросло кустами, травой, мокро и негостеприимно, встать, в принципе, можно, но очень уж не хочется. Леська отправляется на разведку, возвращается — она нашла в зарослях заброшенную церковь, и ей, девушке не из трусливых, стало до того не по себе, что обратный путь она проделала бегом. В общем, остров пугает, какой-то он заброшенный, недобрый. Пусть уже поздно и неизвестно, отыщем ли мы другое место для стоянки, но здесь мы не останемся, все восстает против этого места. Оживают какие-то детские страхи. Наверное, именно так должно выглядеть святое когда-то место, теперь оскверненное.

места немного, но вполне комфортно
места немного, но вполне комфортно
места немного, но вполне комфортно

В общем, мы плывем дальше. На оставленном берегу появляются странные люди, они неподвижно стоят, словно провожая нас. Уже в темноте мы находим узенькую полоску песчаного пляжа неподалеку от деревни Залозье и встаем [OSTOP5, 57°01,7562’ N; 32°40,1010’ E]. Места здесь хватает ровно на четыре палатки, установленные вплотную друг к другу, и костер. Зато на душе спокойно.

День шестой (05.07.2007,четверг)
Начали движение в 15:02 закончили в 22:47, всего в пути: 7:44.
Пройдено 25.4 километров, средняя скорость 3.29 км/час.
Малооблачно, жарко, ветер слабый

остров Зосима и Савватия, так напугавший нас прошлой ночью
остров Зосима и Савватия, так напугавший нас прошлой ночью
вид на нашу компактную стоянку с воды
вид на нашу компактную стоянку с воды

Просыпаемся под шум волн, кажется, что они докатываются прямо до палаток. Только кажется, конечно. К нам в гости заходит местная старушка и рассказывает про так напугавший нас вчера вечером остров. Оказывается, та церквушка вовсе не заброшена, там живет сторож, и несколько раз в неделю проводятся службы. Остров пользуется репутацией святого, но, простите, нам в это сложно поверить.

церквей в этих краях - несколько штук на каждом переходе
церквей в этих краях - несколько штук на каждом переходе
церквей в этих краях - несколько штук на каждом переходе

Это первый и единственный по-хорошему жаркий день за весь поход. Первая остановка — пара церквей [OCHURCH, 57°06,3402’ N; 32°38,4624’ E] на правом берегу около Ширково, одна каменная, вторая старинная деревянная, срубленная как полагается, без единого гвоздя (Храм Рождества Иоанна Предтечи / Ширков Погост на озере Вселуг, 1697 год). В дополнение ко всему здесь замечательный пляж. Церкви обычно ставят в самых красивых местах, и это тому подтверждение.

Вплоть до погоста Увицы никаких перемен, гребем по жаркому солнцу и наслаждаемся видами. В Увицах Димка с Женей спасают щенка из прибрежного болота; бедняга потерялся, он напуган и ничего не понимает — только жалобно воет. Его пронзительные крики мы издалека приняли за крики чайки. На шее у него оборванный поводок, и видеть людей, он похоже, просто счастлив. Мы разделяемся: лодки Ники и Димки отправляются в деревню искать хозяев щенка, а мы с Мариной, Мишкой и Лесей отправляемся дальше по маршруту, исследовать устье Морщихи (тот самый старинный мифический проход в Селигер), а также искать стоянку.

спасение щенка
спасение щенка
исследование Морщихи
исследование Морщихи

По Морщихе явно очень давно никто не ходил, первый завал встречаем уже в двухстах метрах от устья. Речка чрезвычайно извилистая, шириной метров пять, довольно глубокая, без выраженного течения. Было бы интересно пройти этим маршрутом, но для этого хорошо бы иметь в запасе три свободных дня и бензопилу. Идем дальше, со стоянками, как всегда, плохо. Находим сносную стоянку на мысу около деревни Городок [OSTOP6, 57°11,5044’ N; 32°37,0704’ E]. Девушки, пересев в одну байдарку, отправляются исследовать ближайшие острова и находят отличную стоянку, но, увы, когда мы туда приплываем все вместе, она уже занята. Приходится остаться на мысу.

Наконец, встречаемся со второй парой байдарок. Оказывается, пристроив щенка в деревне, они нас потеряли, долго ждали в устье Морщихи и волновались. На будущее решаем не разделяться, особенно в условиях отсутствующей телефонной связи. Ну, или брать с собой портативные рации.

День седьмой, волок (06.07.2007, пятница)
Начали движение в 12:25, закончили в 18:54, всего в пути: 4:00.
Пройдено 20.9 километров, средняя скорость 5.2 км/час.
Облачно, ливни, сильный шквалистый ветер

Ответственный день, сегодня нам предстоит каким-то образом преодолеть десять километров по суше от деревни Коковкино до деревни Свапуще. Встаем рано, как никогда, но наши планы срывает настойчивый дождь. Наконец, около полудня выходим: лишь для того, чтобы тут же пристать обратно, спасаясь от мощной грозы. Пережидаем грозу у берега, под частичной защитой ветвей. Наконец выходим. Дождь скоро заканчивается, но поднимается сильный ветер. До Коковкино [OVOLOK, 57°13,4982’ N; 32°35,5542’ E] доходим как раз к тому моменту, когда озеро раскачивает так сильно, что идти по нему становится небезопасно.

чудесный ржавый грузовик
чудесный ржавый грузовик
чудесный ржавый грузовик

Как и ожидалось, перевозка туристов на Селигер здесь бизнес отлаженный. В поселковом магазинчике нам дают телефон дяди Миши, дядя Миша обещает подъехать через полчаса к зеленой бане. Доплываем до бани [OBANYA, 57°13,5438’ N; 32°35,3340’ E], что оказывается непросто при поднявшейся волне. Приезжает дядя Миша на старом грузовике, судя по кузову, обычно использующемся для перевозки сена. Грузиться можно прямо как есть, не разбирая байдарки. Такса — 500 рублей за лодку, люди и вещи бесплатно. Неплохой бизнес, но, в общем, вполне по-божески. Мы с Мишкой садимся в кабину, все остальные едут в кузове, и, судя по рассказам, получают незабываемые ощущения. Двадцать минут, — и мы уже в Свапуще [OSVAPUSHE, 57°15,6132’ N; 32°42,1698’ E].

уже в Свапуще
уже в Свапуще
уже в Свапуще

прощание и ленивые безумства на берегу перед отплытием
прощание и ленивые безумства на берегу перед отплытием
прощание и ленивые безумства на берегу перед отплытием

Здесь ветер слабее, прикрывает берег. Прощаемся с Никой и Петером, — они сходят с маршрута, — отдыхаем и спускаем байдарки на воду. Наконец-то, на седьмой день маршрута, мы плывем по самому озеру Селигер. Встречный ветер постепенно усиливается, и вскоре продвигаться вперед становится проблематично, скорость падает где-то до километра в час. По левому берегу сосновый лес и много хороших стоянок, но, увы, они все заняты (сразу видно, Селигер!). Наконец, мы находим свободное место [OSTOP7, 57°17,2602’ N; 32°49,0476’ E]. Увы, оно продувается насквозь, к тому же, рядом с ним проходит дорога, но выбора у нас нет.

лагерь и ужин на ветру
лагерь и ужин на ветру
лагерь и ужин на ветру

Установка палаток превращается в непростое занятие, ветер складывает их вместе с дугами. В кои-то веки востребованы все колышки и веревки. Разжечь костер и приготовить ужин оказывается тоже не просто. Сильный шквалистый ветер не прекращается вечером, и дует всю ночь. Палатки хлопают всем, что не зафиксировано (то есть, почти всем), и спать в этом шуме не получается вовсе.

День восьмой, дневка (07.07.2007,суббота)
Облачно, весь день дожди, сильный встречный ветер

Утро не приносит облегчения. Ветер всё так же силен, и по-прежнему встречный. Периодически идет дождь. Смысла выходить на воду нет. Мы ждем у озера погоды, решаем, что если дождь прекратиться хотя бы на полчаса (неохота сворачвать мокрые палатки), а ветер чуть утихнет, то мы выйдем. Но нет, длительное ожидание понемногу превращается в вынужденную дневку.

Бестолковый день на неважной стоянке в плохую погоду. Читаем оставленные нам Никой книжки, отсыпаемся, собираем чернику, землянику и лисички (последние жарим по способу Петера). Вечером устраиваем пьянку и располовиниваем НЗ коньяка.

радуга: единственное, чем порадовал нас этот день
радуга: единственное, чем порадовал нас этот день

По соседству с нами стоит группа девочек-скаутов, что довольно неожиданно. У них большой обустроенный лагерь, и понятно, что они здесь надолго. Где-то справа, дальше по берегу, стоят скауты мальчики, они постоянно ходят мимо нас к девочкам в гости и обратно. Смешные шкеты в гетрах и беретах. Уже после возвращения мы узнаем, что на Селигере собираются современные комсомольцы «Наши» в каких-то чудовищных количествах. Можно сделать вывод, что в такое время на Селигер лучше не ездить, стоянок просто не будет.

Сегодня, на восьмой день маршрута, мы встретили первую байдарку с классическими туристами. Отдыхающих на автомобилях огромное количество. Рыбаков на катерах и надувных лодках просто много, но где же туристы?! Судя по всему, их здесь нет. Вчерашний дядя Миша рассказал, что туристов перевозить приходится не так уж часто, а значит, пресловутую большую Селигерскую кругосветку идет, хорошо, если одна группа в неделю. Такие дела. Кто там говорил, что Селигер — туристический рай? Рай, конечно, но не туристический. Пляжный рай для семейного отдыха.

День девятый (08.07.2007,воскресенье)
Начали движение в 15:12, закончили в 18:34, всего в пути: 3:22.
Пройдено 14.30 километров, средняя скорость 4.25 км/час.
Переменная облачность, ветер слабый

Ура! Ветер стих, можно двигаться дальше. До финиша уже недалеко, и можно не торопиться. На озере оживленный трафик, встречаются знакомые теплоходы из Осташкова, рассекают на катерах рыбаки. Как-то незаметно доплываем до острова Хачин и встаем на первой попавшейся свободной стоянке [OSTOP9, 57°14,8176’ N; 32°59,7720’ E], прямо напротив монумента [фашисты не прошли]. Вообще на Хачине и в его окрестностях стоянок очень много, и почти все они — высшего качества. Проблема только в том, что людей там так же много, и, несмотря на обилие стоянок найти свободную довольно сложно.

здесь почти все стоянки заботливо обустроены, иногда до смешного
здесь почти все стоянки заботливо обустроены, иногда до смешного
после недельного воздержания книга непреодолимо искусительна
после недельного воздержания книга непреодолимо искусительна

Ещё одно лирическое отступление. На Селигере чисто. Очень чисто. На стоянках не бывает куч мусора, привычных нам по Карельскому перешейку. Я не знаю, чем это можно объяснить, то ли у тех, кто здесь отдыхает намного лучше с культурой поведения, то ли на Селигере есть служба, поддерживающая порядок, то ли всё дело в мягкой песчаной почве, где так просто копать ямы для мусора? Загадка, но факт налицо — здесь несравненно чище, чем в окрестностях Петербурга. Наша группа, как всегда, придерживается простого правила — после нашего ухода на стоянке должно быть чище, чем было в момент нашего прихода.

вкусный борщ и интересная книга, что ещё надо для счастья?
вкусный борщ и интересная книга, что ещё надо для счастья?
вкусный борщ и интересная книга, что ещё надо для счастья?

День десятый (09.07.2007,понедельник)
Начали движение в 12:56, закончили в 20:02, всего в пути: 4:30.
Пройдено 13:46 километров, средняя скорость 3 км/час.
Переменная облачность, утром небольшой ветер, к вечеру — сильный

...
...
...

но сняться на фоне не удержались
но сняться на фоне не удержались
но сняться на фоне не удержались

Сегодня в планах сделать небольшой переход, посвятив основную часть дня осмотру местной достопримечательности, жемчужины Селигера (много рекламных эпитетов) мужского монастыря Нилова Пустынь.

До острова Столбный удобно плыть вдоль Хачина, через небольшую протоку. В нашем случае она почти высохла, так что несколько десятков метров байдарки пришлось провести [OPRTKED, 57°14,3202’ N; 33°01,1382’ E], что, признаться, по песчаному руслу делать было вполне приятно. Вход в протоку легко пропустить, она начинается в глубине заливчика, и с воды кажется, что там сплошной берег. Нам обнаружить вход в протоку помог активный трафик туристических судов.

Димка здесь особенно динамичен
Димка здесь особенно динамичен

За небольшим заливом начинается плес, откуда открывается замечательный вид на недавно вызолоченные, сияющие на солнце купола монастыря. Пристать к самому острову не получится (по крайней мере, если вы законопослушные туристы и обращаете внимание на таблички, стилизованные под славянскую вязь, «приставать, выходить не берег и ставить палатки запрещено»), следует обойти остров слева, пристать можно около моста, на небольшом песчаном пляже [ONILOVA, 57°14,2026’ N; 33°04,0104’ E]. Здесь людно, пристают катера с туристами (с противоположной стороны швартуются и теплоходы из Осташкова), проезжают автобусы с паломниками, на берегу идет бойкая торговля сувенирами и копченой рыбой. В деревне, дальше по дороге, можно докупить еды.

Нилова Пустынь
Нилова Пустынь
Нилова Пустынь

девушки на звоннице
девушки на звоннице
девушки на звоннице

и прочие виды сверху
и прочие виды сверху
и прочие виды сверху

вид на пристань, кто сейчас туда причаливает?
вид на пристань, кто сейчас туда причаливает?
далеко внизу, под раскидистым деревом, у байдарок - Мишка
далеко внизу, под раскидистым деревом, у байдарок - Мишка

Нилова Пустынь стоит визита. Здесь интересно. Пришедший за десятилетия в запустение остров понемногу приводят в порядок, и уже сейчас можно представить, на что он был похож в период своего расцвета. Разрушенные строения, до которых у монахов ещё не дошли руки (или на которые ещё не пожертвовали денег) создают замечательный контраст с уже восстановленными зданиями — можно одновременно представить и будущее и прошлое этого места. Берега укреплены гранитными набережными, вдоль одного берега идет старая аллея, — судя по всему, эти деревья были посажены ещё до разрушения монастыря, и пережили года смуты значительно лучше, чем постройки. Восстановлен главный храм, несколько небольших церквей, жилых корпусов, пристань, хозяйственные постройки. В защищенной от ветра части острова устроен огород и сад. Посещение бесплатно, а неподобающе одетым визитерам выдают благопристойную юбку (да, и мужчинам тоже). Открыт доступ на звонницу храма (за пожертвование в 50 рублей), откуда открывается замечательный вид на остров, окружающие его плесы и берега. Залезть туда очень рекомендую.

старец - тот самый Нил, и конфеты перед статуей так умиляют
старец - тот самый Нил, и конфеты перед статуей так умиляют
старец - тот самый Нил, и конфеты перед статуей так умиляют
старец - тот самый Нил, и конфеты перед статуей так умиляют

Нилова Пустынь - последний взгляд
Нилова Пустынь - последний взгляд
Нилова Пустынь - последний взгляд

Думаю, рассказывать о красотах этого места нет смысла, надо видеть. Лично меня всегда больше интересовал сам уклад монашеской жизни. Очень любопытно угадывать, где у них какие службы, где кузница, где прачечная, где столовая, где огород, где держат скот, способны ли они прокормить себя сами, или им приходится докупать продукты (судя по размерам их хозяйства и по приблизительной оценке количества монахов — не способны). Интересны также бытовые мелочи, например, что дополнительный отвод от среднего колокола на звоннице идет через пять этажей вовнутрь храма (чтобы зимой, в морозы, созывать людей на службы, не поднимаясь на открытую колокольню), или что огород на этом продуваемом ветрами острове устроен за земляным валом. Это всё отблеск совершенно другой жизни, и приобщиться к ней, пусть и так наскоро, интересно. Так можно прочувствовать настроение места, а это для меня важнее всего.

старый план монастыря (под картинкой подробности)

По возвращении я нашел старый план монастыря с подробным обозначением основных построек. Кроме того, у меня было ощущение, что я видел Нилову Пустынь на фотографиях Прокудина-Горского, и действительно, такая фотография у него есть. Это фантастическая возможность увидеть в цвете это же место таким, каким оно было сто лет назад. Сравнить с фотографиями, которые мы сделали сейчас. Убедиться, что работы ещё невероятно много, и понять, на какие компромиссы пришлось идти реставраторам.

Нилова Пустынь в 1910 году

За время наших прогулок по монастырю успел разгуляться ветер, и мы продолжаем путь, разрезая высокие волны. В наших интересах встать как можно ближе к Осташкову, завтра нужно будет успеть на утренний поезд, а поспать ночью хочется хотя бы до пяти. Оставляем по левому борту остров Городомля, стоять на нем запрещено, судя по всему, «пионерский лагерь» (в действительности — секретное военное предприятие, на котором работает пол-Осташкова) всё ещё действует, раз по берегу ходит патруль и гоняет ничего не подозревающих туристов. А жаль, на Городомле есть хорошие места для стоянки. Плыть далеко за Гордомлю тоже не хочется, видно, что берега там застроены, должно быть людно.

хмуро и ветрено, и стоянка - крайняя
хмуро и ветрено, и стоянка - крайняя
зато в лесу полно черники и вкусных грибов
зато в лесу полно черники и вкусных грибов

мама-утка тренирует свой выводок выполнять команду 'атас!'
мама-утка тренирует свой выводок выполнять команду 'атас!'
а мы понемногу готовим; утки не пострадали
а мы понемногу готовим; утки не пострадали

рецепт Петера одобрен и взят на вооружение
рецепт Петера одобрен и взят на вооружение
рецепт Петера одобрен и взят на вооружение

Все сколь-либо приемлемые места заняты, и мы находим стоянку [OSTOP10, 57°13,0488’ N; 33°01,8834’ E] лишь после пешей разведки полуострова в исполнении Димки с Женей. Крайняя (во всех смыслах) стоянка порадовала нас обилием грибов, земляники и черники, которой все положительно объелись.

День одиннадцатый, выброска (10.07.2007,вторник)
Начали движение в 7:09, закончили в 8:58, всего в пути: 1:49.
Пройдено 9.84 километров, средняя скорость 5.4 км/час.
Облачно, ветер сильный, по большей части попутный

Ранний подъем, черника со сгущенкой на завтрак, и ранний выход. Впервые за весь поход мы действительно торопимся. Пасмурно, сильный ветер, хорошо, что не встречный. Обходим Городомлю справа, и без остановок гребем к точке финиша [OPIER, 57°09,4362’ N; 33°06,3690’ E] (она же старта). За полтора часа разбираем байдарки и упаковываемся, после чего на грузовой газели всё той же службы такси доезжаем до перрона. Поезд уже на месте (я каким-то образом перепутал его время прибытия и время отправления), проводница недовольно бурчит что-то про багажные квитанции, но ей, видимо, боязно доставать одичавших туристов, так что мы быстро грузимся, и начинается путь домой.

Поезд — это уже цивилизация. На этот раз мы едем в плацкартном вагоне и блаженствуем, растянувшись на мягких полках и (впервые за двенадцать дней) на чистом белье. Дочитываем книжки, доедаем запасы орехов и консервированный паштет, отсыпаемся.

Восемь с половиной часов — и мы уже на Московском вокзале в Петербурге — усталые, загорелые, похудевшие, абсолютно отвыкшие от шума и сутолоки большого города.

А поход, увы, заканчивается.

Пройденное по воде расстояние — 212 километров.

Скачать карту с трэком маршрута в высоком разрешении (.jpg, 7.8 Mb)
Скачать GPS трэк маршрута в формате OZI Explorer (.plt, 307 kb)
Скачать точки маршрута в формате OZI Explorer. (.wpt, 3 kb)

Также читать:

Вернуться к началу страницы [Просмотров: 13042] [0.048] [Комментариев:2] Вернуться к началу страницы