exelenz.ru

Вьюн 2008: поход выходного дня

[Просмотров: 8585] [00:59:00//13-06-2008] [Комментариев:1]

Одиночные праздники в нашей жизни случаются чаще полноценных отпусков, а водных маршрутов на 2–3 дня, да чтобы недалеко от Петербурга, и интересно, и с удобной заброской/выброской — ещё поискать.

Вьюн искушал меня уже несколько лет. Ну как же так — речка прямо под боком, а не хожена! Впрочем, я читал отзывы, решал, что интерес идти её есть лишь в паводок… и не складывалось. А вот в этом (2008) году сложилось. Двумя байдарками (Свирь-Н), Мишка с Зиной и я (Иван) с Мариной. На вторые майские (9–11 мая). Река пройдена, все довольны! Ниже детали.

Информации об этой реке достаточно, и я добавлю лишь то, что мне самому было бы интересно прочесть перед походом: как там сейчас (а не десять лет назад) c завалами, где удобно встать, карту с точками, ну и ощущения от речки в целом.

карта Вьюн 2008
Никакой необходимости в карте на этом маршруте нет, тупить здесь негде.
Но если уж есть трек, так что бы и не выложить…

Любопытствующие могут скачать подробный GPS-трэк маршрута, наложенный на километровую карту (.jpg, 2k×3k px, 1.5 Mb). А также GPS-трэк маршрута в формате OZI Explorer и  список вэйпоинтов в формате OZI Explorer.

Маршрут: Лемболовское озеро (от моста на перешейке), река Вьюн, поселок Запорожское (сразу за а/м мостом). Суммарная длина (по gps) — 55 километров. Три расслабленных ходовых дня. Точки старта и финиша выбирались с точки зрения удобства подъезда на машине и сборки лодок.

Вьюн действительно так извилист, как следует из названия. Если измерить расстояние от начала реки в Васкелово до моста в Запорожском линейкой по карте, проигнорировав петли реки, то получается что-то около 30 километров. Пройденная же по факту дистанция составила 50 километров. У нас с Мишкой перед стартом был спор — какой коэффициент использовать на удлинение речки из-за извилистости. Вот и ответ.

Многие отчеты пугают завалами и множественными обносам на пути — по высокой воде это не совсем так. Препятствий на пути довольно много, но почти все они преодолеваются без схода на берег. Обычно можно протиснуться сбоку или под препятствием, перелезть сверху, проведя байдарку снизу, или, наконец, просто перепрыгнуть с разгона. Таким образом, в первый день обноситься нам пришлось всего два раза, причем последний обнос можно не считать, так как он по совместительству стал нашей стоянкой. Второй переход запоминается бобровыми трудами. Множество отдельных поваленных деревьев, но, опять же, большая часть обходится. Сложности не представляет, требуется лишь минимальная внимательность, чтобы не влететь с поворота в острые сучья. На маршруте встречаются быстрины, из препятствий вспоминаются две длинные шиверы, три ступеньки на месте старых финских инженерных сооружений (перепад 1–1.5 метра) и финальный слив под мостом в Запорожском. Всё это проходится без особенных сложностей. Шкуродерность речки тоже преувеличена, никаких повреждений шкуры байдарок не получили.

Мы шли маршрут три дня, это очень комфортный режим. Такой вариант, кроме того, идеально укладывается на две известные нам хорошие стоянки. За весь переход второго дня мы не видели хороших стоянок, хотя часть пути идет в высоких берегах, и сверху вероятно наличие приемлемых для ночлега мест. В любом случае они труднодоступны, взбираться придется по крутым земляным склонам. При желании маршрут можно пройти за два дня, идти быстрее (например, за два дня до Лосево), на мой взгляд, будет уже безрадостно.

Ниже подробнее, по дням, с комментариями. Фотоаппарат никто в этот раз не брал, хотя поснимать было что.

День I. 9 мая 2008 года.
В пути 13:56–19:12, пройдено 15.2 км, средняя скорость на переходе 2.9  км/ч. Средняя скорость движения (если исключить остановки), составила ~6 км/ч. В следующие два дня она сохранялась приблизительно такой же. Течение заметное на всем протяжении.

Мы с Мариной и байдарками прибыли на место стапеля в девять утра (спасибо Андрею), Мишка с Зиной приехали часом позже (они добирались на электричке). Собирать лодки удобно непосредственно перед мостом, слева от дороги (если ехать от Васкелово). Из минусов — много мусора, дорога в пяти метрах, рядом ставят машины рыбаки и отдыхающие.

Собрав байдарки и упаковав груз (увы, это никогда не получается быстро) стартовали ближе к двум часам дня [8START, 60°21,8604’ N; 30°18,2508’ E]. До входа во Вьюн пять километров по Лемболовскому озеру. Отвыкшие от весел за зиму руки как раз успели вспомнить старый навык за этот переход по свежему попутному ветру. Вход в речку плохо различим с воды, но заблудиться там тоже негде. Первые десять километров речка течет через деревню, среди запомнившихся препятствий мост в самом начале [8BRIDGE, 60°24,0978’ N; 30°20,0730’ E] (лодки провели под нижней балкой, люди пролезли сверху через металлоконструкции моста), метровый слив на старой плотине (без осложнений) и залитый рекой металлический пешеходный мост [8MOSTPEDES, 60°24,7494’ N; 30°22,8708’ E] (провели по канаве/протоке справа).

Вода достаточно высокая, но уже идет на спад. Судя по намывам берега, сантиметров на 10–15 ниже максимума.

Ближе к вечеру, во время перекуса [8PEREKUS, 60°25,0140’ N; 30°24,7686’ E], нас добрала группа, у них в планах за те же три дня дойти до Лосево. Очень любопытно, как им дались четыре километра вверх по Бурной (Павел? откликнись, если читаешь). За неделю до того я катался вдоль Суходольского на велосипеде и длинный порог в начале Бурной мне показался против течения непроходимым.

Километр спустя мы встретились второй раз, на обносе непроходимого завала. Ещё километром ниже мы уперлись в старую плотину [8PLOTINA, 60°25,2552’ N; 30°25,7508’ E] (обнос по левому берегу, около 50 метров, с набором ~7 метров высоты), где окончательно распрощались — мы остались ночевать, а ребята продолжили маршрут.

Хороших мест для стоянки вплоть до плотины замечено не было, берега низкие, деревья лиственные — максимум на троечку. Тем более привлекательным нам показался берег над плотиной — высокий, заросший соснами. Мы стояли слева от реки, но можно встать и справа. Места много, вид на бурлящую воду сверху открывается отличный. Правда, шумно. Налево по плотине к садоводствам уходит дорога, но там не так близко, так что за время нашего пребывания была встречена лишь одна группа отдыхающих с собакой, да ещё рано утром — одинокий рыбак.

В целом день прошел отлично, огорчало только то, что первый после распада Союза парад с участием военной техники прошел где-то там, в Москве, а я его не видел :) Но ничего — выкачал и посмотрел в HD качестве по возвращении.

День II. 10 мая 2008 года.
В пути 13:28–19:06, пройдено 21.3 км, средняя скорость на переходе 3.7  км/ч.

Выспались, поели, собрались, вышли. Без спешки, как белые люди на отдыхе. Сразу же за плотиной начинается шивера, ненадолго прекращается, после моста в посту Коробицыно — продолжается. Река течет в высоких берегах, течение ускоряется. Хороших стоянок не отмечено, радуемся, что встали вчера у плотины, а не поплыли дальше.

По берегам всё более отчетливо заметны следы бобровых зубов, постепенно их становится больше, вплоть до формулы «что не съели, то понадкусывали». В воде много поваленных деревьев, что, в совокупности с извилистостью речки, заставляет активно маневрировать. Нарабатывается навык управления лодкой. К концу перехода маленькие зверьки уже вызывают ненависть.

К вечеру, за два километра до Денисово, слева по ходу, обнаруживается хорошая стоянка [8STOP2, 60°30,5976’ N; 30°32,0184’ E]. Это большая поляна в метре над уровнем воды с редкими соснами. Как раз по соснам её довольно легко заметить. Подъем лодок и подход к воде не слишком удобен, но в остальном место хорошее.

День III. 11 мая 2008 года.
В пути 13:27–17:35, пройдено 18.6 км, средняя скорость на переходе 4.5  км/ч.

На реке продолжаются перекаты и быстрины, плыть не скучно. На половине пути встречается очередной слив на месте старой плотины [8SLIV, 60°33,1986’ N; 30°35,0610’ E], проходится так же очевидно. Где-то в тех краях ждет подлянка — натянутые поперек реки на уровне шеи байдарочника тросы, причем первый из них видно, а второй, сливающийся цветом с водой, — нет. Идти надо аккуратно.

На подходе к Запорожскому самое тяжелое испытание — запах навоза от окружающих полей. Он настолько ядреный, что даже ощущается на вкус. В самом поселке воздух приходит в норму. Наконец, крайнее (и, пожалуй, самое интересно) препятствие на маршруте — ступенька на месте очередной плотины, сопряженная с большим сливом под автомобильным мостом. Перед плотиной речка раздваивается, проходить можно как справа (ступенька чуть выше), так и слева (маневрирование чуть сложнее). За плотиной поворот налево, и сразу же мост. На выходе из-под моста есть камни, лучше держаться ближе к правому берегу. Единственное препятствие, где действительно заливает и надо надевать юбки.

Сразу же за мостом маршрут завершается [8END, 60°34,3350’ N; 30°30,7818’ E]. Разбирать лодки можно с обеих сторон, но, кажется, слева площадка суше и удобнее. Мы это осознали постфактум, разобравшись на правом берегу :) Вскоре приехал Андрей, а ещё через полтора часа нагруженный байдарками и туристами джип был в городе.

Всё сложилось удачно на этом маршруте, вообще, это был один из тех редких походов, когда всё получается так, как надо и тогда, когда надо: удобные стоянки обнаруживались как раз тогда, когда мы начинали задумываться о ночлеге, препятствия образовывались тогда, когда нам становилось скучно, да и сам маршрут закончился как раз тогда, когда пора было собираться домой. Погода была близка к идеалу, дозированное солнце нас грело, но не сожгло.

Так что оценка пристрастная, но мы очень довольны. Маршрут на пятерку!

Скачать карту с трэком маршрута в высоком разрешении (.jpg, 1.5 Mb)
Скачать GPS-трэк маршрута в формате OZI Explorer
Скачать список вэйпоинтов в формате OZI Explorer

Также читать:

Вернуться к началу страницы [Просмотров: 8585] [0.131] [Комментариев:1] Вернуться к началу страницы