веб.дизайн Стива Круга: обзор книги
Очередная книга из серии [веб.дизайн] издательства "Символ". Книга Кирсанова, с которой начиналась эта серия, была так хороша, что кредит доверия автоматически распространился и на все остальные книги серии. Логика моих действий была проста: увидел книгу, название "веб.дизайн"?!, купил книгу. А вот придя домой я начал удивляться...
Первым, что меня удивило, была обложка - назвать ее дизайн хорошим я отказываюсь категорически. Если бы я не знал русского языка, то без сомнения решил бы, что это новое издание правил дорожного движения. Кричаще яркий желтый цвет (на экране он смотрится несколько мягче), странная конструкция по центру страницы, отсутствие названия книги. Собственно, присмотревшись, я таки обнаружил это название ("Не заставляй меня думать"), оно было выполнено белым цветом, и различить его на желтом фоне было сложно.
Мне стало интересно, как же обложка была оформлена в оригинальном издании? Вот, можете сравнить сами:
Что помешало использовать оригинальный вариант оформления, я не понимаю. Ладно, черт с ней, с обложкой, заглянем вовнутрь. Ага, тут нас ждет приятный сюрприз! Вся книга напечатана в цвете, полиграфия отличного качества и бумага настолько толстая, что напоминает по фактуре хороший чертежный ватман. Компьютерных книг с таким качеством полиграфии я еще не встречал. Кстати, несмотря на сравнимую с другими книгами серии толщину, страниц в ней почти вдвое меньше - всего 200; это и понятно, бумага такая.
Открыв первую страницу книги, я понял, что меня обманули - книга вовсе не о веб дизайне. То есть она, конечно, о веб дизайне, но вовсе не о том дизайне, о котором говорил Кирсанов. Она о web usability.
В английском варианте название звучало так: "Don't make me think - a common sense approach to web usability". Да, все стало понятно. Я был несколько разочарован. В вопросах веб юзабилити я всегда полагался на собственный здравый смысл, и проблем никогда не возникало. Ну да ладно, вдруг эта книга содержит какие-нибудь невероятно ценные откровения, решил я, и начал читать.
Где-то часа через три книга закончилась. Читал я ее достаточно внимательно, и никак уж не планировал дочитать в тот же вечер. Книга читается _очень_ легко. Книга небольшая по объему. Книга насыщенна иллюстрациями, думаю, что они занимают процентов 50 рабочего пространства. И все это было хорошо. Единственная проблема была в том, что я не узнал ничего нового.
Да, я понимаю, что вопросы удобства использования (я считаю вполне оправданным перевод слова usability как "удобство использования", хотя многих этот перевод почему-то не устраивает) все по сути своей банальны, но я все же ожидал от этой книги несколько более "умного", что ли, содержания.
Первая (большая) половина книги посвящена тому, как пользователь воспринимает веб страницы, на что обращает внимание, и, собственно, советам, как сделать так, чтобы он остался максимально доволен. Звучит впечатляюще, ага? Этакий философский камень маркетинга? Нет. На самом деле все сводится к одному - надо все делать так, чтобы пользоваться этим было просто; чтобы интерфейс всегда совпадал с априорным представлением пользователя о том, каким этот самый интерфейс должен быть. А рекомендации все вполне на уровне здравого смысла и самоочевидны.
Стив Круг - Идеальный Средний Пользователь,
хранится,
как известно, в Женеве, в герметичной камере.
Но! Польза все же есть. Дело в том, что многое _настолько_ очевидно, что об этом не задумываешься. А вот прочитав эту книгу, вспомнить об этом придется.
Собственно, в книге есть еще и вторая часть, посвященная юзабилити тестированию. А именно: его организации (нет, это вовсе не дорого), и интерпретации результатов (нет, вам не потребуется отчет на 100 страниц). Дается реальный пример сессии тестирования. Интересно, но мне лично на данный момент это никак не пригодится.
Еще раз хочу отметить, что книга написана хорошо, с чувством юмора у Круга все в полном порядке (про идеального пользователя в палате мер и весов - это я взял у него :), и читается почти как приключенческий роман. Перевод так себе, но и не настолько плох, чтобы я пожалел, что читаю книгу не в оригинале.
Оценка: 6 баллов из 10 возможных.
Вердикт: читать. Новичкам в сети будет полезно, более опытным будет хотя бы не скучно. Много времени не займет, а вот пара хороший идей о том, как сделать ваш текущий проект юзабельнее возникнет c хорошей вероятностью. У меня такие идеи возникли.
Удачи! И хорошей юзабельности вашим сайтам :)